27 мая в 18:00 в галерее «Матисс Клуб» откроется групповая выставка «Жизнь насекомых». Масштабный выставочный проект включает в себя больше 80 работ 50 авторов, среди которых: Геннадий Устюгов, Саша Белле, Валерий Гриковский, Наташа Хабарова, Маша Гадалова, Таня Сергеева, Юлия Сопина, Маша Иванова, Юля Картошкина, Елена Камаева, Валерий Мишин, Михаил Гавричков, Глеб Ершов, Антонина Фатхуллина, Андрей Рудьев, Вася Хорст, Вильгений Мельников, Александр Флоренский, и многие другие. Кураторы выставки - Кирилл Дацук и Юлия Бородина. Выставка продлится до 26 июля. Стоимость билета: 150 рублей.
Грань между миром людей и жуков призрачна, а где-то - намеренно стерта, так что зрителю порой тяжело догадаться, кого же именно он видит перед собой - человека, насекомое или нечто принципиально иное. Об этом знали как философы, так и детские писатели - от Жана Поля Сартра и Франца Кафки до Виктора Пелевина и Корнея Чуковского.
Выставочный проект - это не столько иллюстративный материал, это личная рефлексия, свободное рассуждение на тему. Творческая фантазия не терпит границ, художники проекта каждый рассказывают свою историю. Ведь у нас всех есть опыт контакта с насекомым - как во вне, так и в себе самом.
Издревле мир насекомых был человеку потусторонним, "загранным" и чужим - чтобы не сказать враждебным - живущим другой логикой. Лишенный понятий милосердия. Но подчиняющийся нам неведомым и жестоким законам.
Апеллируя образами мира насекомых, художники нащупывают сравнения с человеческой реальностью, это поиски границ «человеческого» - что составляет и отличает эту самую человеческую реальность от реальности насекомых? Авторы обращаются к процессу трансформации - от человека к насекомому и от насекомого к человеку. Некоторые объекты предоставляют собой инструменты такого превращения и/или элементы перехода. В конце концов, не это ли главная задача мира искусства - открывать дверь в другой мир?
Конечно, сравнение с человеческой жизнью неизбежно. Во-первых, потому что работы создавались людьми, по крайней мере, большинство, а во-вторых, оценивать их тоже предоставляется людям. Или может быть нет?
9 апреля в 18:00 в галерее «Матисс Клуб» откроется выставка Александра Горяева «Иллюзия». Проект включает в себя более 70 живописных и графических работ. Выставка продлится до 8 мая. Вход свободный.
Александр Горяев известен широкому зрителю, в первую очередь, как один из членов легендарной петербургской группы «Митьки». Однако еще в бытность объединения его живопись сильно выделялась художественной независимостью и особой утонченностью, а в послемитьковский период приобрела мистический характер.
Математик по образованию, Александр Горяев удивительным образом сочетает выверенность архитектоники и неуверенную загадочность Петербурга. Изображение то собирается перед глазами, то исчезает в туман, сумерки или дождливую непроглядную морось города. Зыбкость содержания – один из главных художественных и идеологических постулатов ленинградского нонконформизма – у Горяева удерживает строгость формы, оставляя зрителя в состоянии перехода.
Наследие неофициальных шестидесятых прослеживаются и в сюжетах с танцующими. Горяев выбирает танго: на фоне сдержанной пластики пейзажей в танце проступает решительная искренность Владимира Шагина. Такая двойственная природа Горяева-живописца – точное попадание в гоголевский Петербург («все ложь, все обман, все не то, чем кажется»). Заставляет задуматься, Александр Горяев ли выбрал Петербург как главного героя своих произведений, или же город выбрал его?
Горяев Александр Николаевич (1952 г., Лиепая, Латвия)
Живописец, график. Входил в ТЭИИ, участник творческих объединений «Митьки» и сообщества «Васильки», член IFA.
Получил высшее Математическое образование в Ленинградском университете. Параллельно увлекался живописью — учился в изостудии в Калининграде, посещал рисовальные классы Академии Художеств. Впервые выставился в ДК им. Кирова в 1981 году в групповой выставке вместе с Владленом Гаврильчиком и Валерием Вальраном.
Работы художника хранятся в коллекциях ЦВЗ «Манеж», Музея нонконформистского искусства, Музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и других.
Глеб Ершов.
«Апофеоз геометрии»: выставка Валентина Левитина и Жанны Бровиной
24 декабря в галерее «Матисс Клуб» откроется выставка художников-нонконформистов Валентина Левитина и Жанны Бровиной. Экспозиция включает в себя более 40 живописных, графических работ, а также скульптуру. Выставка продлится до 1 февраля. Вход свободный.
Из статьи М. Иванова «Петербургская брусчатка и византийская смальта Валентина Левитина» («Звезда» №12, 2012)
«…В архитектурных мотивах Левитина, названных «метапейзажами», «запредельное пространство» означено множеством проемов и окон — открытых и замурованных. Нацеленные на зрителя, эти «входы» разверзаются провалами — манящими или пугающими. Потаенная жизнь пространства домысливается в полости чаши или вазы; резко суженная талия вазы с цветами — намек на высвобождение растения из тесноты. Граница явленного и «запредельного» — пластическая метафора транcцендентного опыта, сквозной «пластический троп» и символический образ искусства… Помимо сакральной интерпретации глубины пространства в работах Левитина отчетливо заявлена смыслообразующая иерархическая вертикаль. От нижней кромки позема, через зону предметных форм — вплоть до пустого «неба» над ними: вертикальную структуру образа определяет трехчастная модель мироздания. Универсальная мифологема (восходящая к «Мировому Древу») задает пространственные и ценностные ориентиры образа.»
Из статьи Е. Андреевой «Жанна Бровина: от скульптуры к мыслеформам» («Авангард на Неве», «Валентин Левитин. Жанна Бровина», 2004)
«Скульптуры Бровиной — головы и пространственные конструкции — хочется назвать не фигурами в материале, но культовыми постройками. Произведения Бровиной соответствуют двум храмам ХХ века, его главным культовым святыням — собору Святого Семейства Гауди и Гетеануму Штайнера. Во всех трех примерах перед нами не только скульптурная форма, выполненная в материале, и не только архитектурные конструкции, но метафоры тела-как-мироздания, стремящиеся к перевоплощению витальной силы в энергию художественного произведения».