Новости
4 октября - 4 ноября
«Крым. Северная сторона»: Александр Репка в Матисс Клубе
4 октября в 18:30 в «Матисс Клубе» откроется выставка Александра Репки – севастопольца с парижским образованием и петербургским обаянием. «Крым. Северная сторона» - трогательная серенада родине художника, длиной более чем в 30 живописных полотен. Выставка продлится до 4 ноября. Вход свободный.

Творческий путь Александра Репки можно назвать книжным: карьеру художника выбрал в киевском СХШ им. Тараса Шевченко, в Киеве же закончил художественный институт. После окончания уехал в Париж в мастерскую Клода Виалла и остался во Франции на 7 лет.

Виалла – признанный во всем мире живописец-экспрессионист – не привил Александру Репке любовь к абстракции, но вот влияние французских импрессионистов в работах русского художника видно невооруженным глазом. Жизнь парижской богемы на холстах Репки перенесена на Северную сторону Севастополя с митьковским отливом: матросы в танце с южными красотками, уличные музыканты, торговки рыбой и даже бездомные собаки утопают в экзальтированном дурмане. Матросы на картинах Репки и сегодня выглядят так, как их увидел художник в 2000 году: «Довольно сложно писать матросов с телефонами в руках», – признается автор, – «во всем мире, и во Франции, и в России, морячок – это фигура романтическая!».

Манера письма и выбор сюжетов крымского автора невероятным образом перекликается с живописью петербургских нонконформистов, в первую очередь, конечно, с представителями арт-группы «Митьки» -  Владимира Яшке и Виктора Тихомирова. Алкогольный романтизм XX века становится ответом и в XXI – в творческом поиске авторов разных стран и свобод.

Репка Александр Сергеевич (1967 г., Киев)
Живописец, график. Член Союза художников России.
В 1985 г. окончил художественную школу им. Т.Г. Шевченко. С1988 по1992 учился в Киевском художественном институте. В 1992 совершил первую поездку во Францию, где продолжил учебу в I'ENSBA в мастерской Клода Виалла до1994 года.
В 1995-1999 годах жил во Франции и Чешской Республике. Работает в технике офорта, пастели и масляной живописи. С 2000 года постоянно проживает в Севастополе.
4 октября - 4 ноября
«Прощание» Юлии Картошкиной
4 октября в 18:00 в «Матисс Клубе» откроется выставка работ Юлии Картошкиной. «Прощание» – первый самостоятельный проект для московской художницы в Петербурге. Экспозиция включает в себя более 30 живописных и графических работ последних 10 лет. Выставка продлится до 4 ноября. Вход свободный.

Творчество москвички Юлии Картошкиной кажется петербургскому зрителю достаточно привычным: художница-примитивистка известна своим добрым наивом, близким по духу Александру Флоренскому, Ирине Васильевой или Татьяне Сергеевой. Однако ее новый проект совершенно о другом.

«Прощание» представляет собой серию работ, посвященную потери отца.
Вместо ставших традиционными для художницы витальных пятен – земляная палитра голландской живописи, в основе сюжетов – библейские сцены, а улыбающиеся звери заменены плакальщицами. Это выставка-переживание, проработка личной драмы со счастливым концом: от просящих милостыню и тянущегося в петлю до улетающих в светлое небо голубей – своеобразного катарсиса не только для Картошкиной-дочери, но и для Картошкиной-художницы.

Эти произведения не только разговор по душам, это первый серьезный живописный опыт, с которого начался творческий путь художницы. «Прощение» сейчас – попытка оглянуться назад на свои первые шаги и порассуждать о творческом и жизненном пути, который каждый выбирает сам.

Картошкина Юлия Сергеевна (1985 г., Быка).
Художник, график, яркий представитель наивного искусства.
Окончила МХГПА им. Строганова, Российскую Государственную Специализированную Академию Искусств (мастерская О.Н. Лошакова).
Член Международного художественного фонда, член Московского союза художников, участник многочисленных выставок в Москве. Персональные выставки прошли в галереях «А3», «Циферблат» и ряде других.
10 сентября - 1 октября
Группа «Воздух» и Илья Овсянников
10 сентября в 17:30 в «Матисс Клубе» откроется совместный проект группы «Воздух» и Ильи Овсянникова - «Цветопластика». Арт-объединение включает 6 авторов-выходцев творческих мастерских Александра Некрасова и Анатолия Заславского: Анастасию Савоини, Вячеслава Паничева, Лею Клотс, Лизу Зинчук, Дмитрия Денисюка и Станиславу Малаховскую. Экспозиция включает в себя более 70 живописных и графических работ разных периодов. Выставка продлится до 1 октября. Вход свободный.

«Цветопластика» - проект-рассуждение о наследии ленинградского андеграунда. Целая эпоха великих учителей и великих учеников постепенно уходит в прошлое - вслед за его участниками, оставляя за собой особый культурный код, зарытый в работах нового поколения. Поиск этого кода внутри и вовне - та задача, которая стояла перед участниками выставки.

Представленные работы напоминают некую спектрограмму Санкт-Петербурга - от электрифицированного ночного города арт-дуэта САПА (Анастасия Савоини и Вячеслав Паничев) до метафизических пейзажей Ильи Овсянникова. Геометрические цветовые пятна Леи Клотс сменяют андеграундный пейзаж Лизы Зинчук и Дмитрия Денисюка. Отдельный мотив - размышление Станиславы Малаховской о пути ленинградской графики.

Несмотря на разницу в творческих подходах и техниках исполнения, все выставленные работы пропитаны духом ленинградского неформального искусства - той связующей материей, которую можно назвать «связь времен».

Куратор выставки - Анастасия Савоини.

Об авторах:

Овсянников Илья Игоревич (1985 г., Ленинград)
Живописец. Член Союза художников.
Выпускник СПбГХПА, где учился на кафедре живописи и реставрации у Б. И. Шаманова. Окончил аспирантуру СПбГХПА, факультет монументально-декоративного искусства.
Выставочную деятельность ведет с 2006. Персональные выставки прошли в арт-центре «Пушкинская-10», в галереях «Борее», Vladey, «Новом музее» и других. Принимал участие в Параллельной программе Манифесты 10.
Работы находятся в собраниях МИСП, арт-центра «Пушкинская-10», музея «Царскосельская коллекция» и других.

Группа «Воздух»:

Денисюк Дмитрий Александрович (1985 г., Петропавловск-Камчатский)
Живописец.
Художественно-промышленную академию им. Штиглица, где учился под руководством Д.А. Шувалова, А.К. Злобина, Б.И. Шаманова. Посещал курсы при музее «Царскосельской коллекции».
Выставочную деятельность ведет с 2010 года.
Работы художника находятся в частных собраниях.

Зинчук Лиза (Трубникова Елизавета Алексеевна) (1981 г., Ленинград)
Живописец, дизайнер интерьеров.
Окончила РКТК по направлению художественная роспись по дереву. Выпускница кафедры дизайна БИЭПП, где училась под руководством А.С. Заславского. С 2000 г. посещала «Мастерскую живописи» А. М. Некрасова. Выставочную деятельность ведет с 2009 г.
Работы художника находятся в музейных и частных коллекциях.

Клотс Лея (Клоц Ольга Леонидовна) (1980 г., Пермь)
Живописец.
Заниматься живописью начала под руководством Анатолия Френкеля, выпускница «Рисовальных классов», курсов Светланы и Александра Шавардиных. В 2011 перешла в «Мастерскую живописи» А. М. Некрасова. Посещала витражную мастерскую Олега Терещенко и Елены Пламс.
Работала как бутафор и помощник декоратора в театре «Бродячая собака», «Театре Кукол» (Пермь).
Участник выставок с 2011 года.
Работы художника находятся в музейных и частных собраниях.

Малаховская Станислава Васильевна (1993 г., Санкт-Петербург)
График, каллиграф, иллюстратор книг, искусствовед, музыкант. Член секции графики Союза художников. Аспирант кафедры русского искусства академии художеств им. Ильи Репина.
Окончила СПГХПА им. А.Л. Штиглица, кафедру станковой и книжной графики. В 2013-2015 посещала мастерскую художественного объединения «Форма+цвет» под руководством Геннадия Зубкова. С 2016 участвует в выставках арт-центра «Митьки» под руководством Дмитрия Шагина.
Участник более 50 выставок и арт-фестивалей. Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
Станислава - правнучка Натана Альтмана и Бронислава Малаховского.

Паничев Вячеслав Александрович (1986 г., Ленинград)
Живописец. Член IFA.
Выпускник Института культурных программ с присвоением квалификации художника-живописца при мастерской музея «Царскосельская коллекция». Автор книг «Лаборатория искусства», «10 направлений живописи», «Свобода творить». Совместно с женой Анастасией Савоини состоит в арт-дуэте «САПА».
Участвует в выставочной деятельности с 2013 года. Персональные выставки прошли в музее «Царскосельская коллекция», галереях Юрия Молодковца, «Борей». Работы художника находятся в собрании музея «Царскосельская коллекция» и частных коллекциях.

Савоини Анастасия Андреевна (1985 г., Пушкин)
Живописец. Член IFA.
Выпускница Института культурных программ по специальности художник-живописец при мастерской музея «Царскосельская коллекция». В 2014 году закончила ИТИД, где получила диплом дизайнера интерьера. Выставочную деятельность начала в 2008 г. Совместно с мужем Вячеславом Паничевым состоит в арт-дуэте «САПА».
Персональные выставки прошли в музее «Царскосельская коллекция», галереях Юрия Молодковца, «Борей». Работы Анастасии Савоини находятся в собрании музея «Царскосельская коллекция» и частных коллекциях.


15 мая - 15 июня
Late flowering: Глеб Ершов в «Матисс Клубе»
В галерее «Матисс Клуб» откроется выставка графических работ Глеба Ершова. Экспозиция включает в себя более 50 работ большого формата за последние 5 лет. Вернисаж пройдет 15 мая в 18:00. Вход свободный.

Глеба Ершова, в первую очередь, связывают с современной школой петербургского искусствоведения, и название выставки «Late flowering» (или «позднее цветение») несколько намекает на относительно позднее начало его активности как художника. Однако изобразительное начало пронизывает весь карьерный путь Ершова как куратора и преподавателя, поскольку тонкое искусствоведческое чутье и острый взгляд на художественную арену были бы невозможны без громкого творческого голоса внутри.

Сам Глеб Ершов называет себя «домашним художником». В первую очередь, это, конечно, связано с темой его работ, посвященных предметам быта. Уют и нежное обаяние маленьких вещей сквозят через всю экспозицию.

Ершов Глеб Юрьевич (1964 г., Улан-Батор)

Художник, искусствовед, куратор, преподаватель.

Выпускник кафедры истории искусства Ленинградского государственного университета. Доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства, Смольного факультета свободных искусств и наук СПб Государственного университета. Преподаватель и эксперт фонда поддержки современного искусства ПРО АРТЕ (Санкт-Петербург). Преподаватель школы интерпретации современного искусства Пайдейя.

С 1994 года – куратор галереи «NAVICULA ARTIS». Стипендиат конкурса соросовских аспирантов и докторантов в области гуманитарных и социальных наук (1997). Кандидат искусствоведения (диссертация «П.Н.Филонов. Проблемы историографии, мировоззрения, тематики и творческого метода»). Организатор и куратор Международного Хармс-фестиваля (1995, 1996, 1997, 1998, 2005). Организатор и куратор выставок изобразительного искусства в музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Польше, Германии.

Автор статей и монографий по вопросам истории русского и зарубежного искусства. Обладатель премии в области современного искусства им. Сергея Курехина в номинации «лучший кураторский проект» (2013).

17 апреля - 14 мая
Апрельский натюрморт: Саша Белле, Васильева Ирина, Кирилл Дацук, Ирина Роон и Татьяна Сергеева
В галерее «Матисс Клуб» откроется коллективная весенняя выставка живописи, графики и керамики. В экспозиции будут представлены более 50 работ за последние 20 лет. Вернисаж пройдет 17 апреля в 18:00. Вход свободный.

Выставка «Апрельский натюрморт» - ода Весне, ода простым вещам, составляющим наш быт. Это живописные и графические натюрморты четырех женщин - Ирины Васильевой, Ирины Роон, Саши Белле, Татьяны Сергеевой, и керамическая инсталляция, их обрамляющая, Кирилла Дацука.
13 марта - 15 апреля
Валентин Громов. Графика
В галерее «Матисс Клуб» откроется выставка Валентина Громова – одного из участников знаменитой ленинградской группы художников «Арефьевский круг». Экспозиция включает в себя около 40 графических работ за последние 60 лет. Вернисаж пройдет 13 марта в 18:00. Вход свободный.

Тонкие и чувственные работы Валентина Громова - ответ на бескомпромиссное отношение властей к творчеству 50-х-80-х. Вместе с Александром Арефьевым, Ричардом Васми, Владимиром Шагиным и Шоломом Шварцем художник выбрал путь независимого и свободного искусства. Самый «французский» член группы, Валентин Громов знаменит в первую очередь своими живописными работами, его непревзойденная графика мало известна широкому кругу зрителей.

Экспозиция выставки представляет собой ретроспективу творчества Громова-графика: кроме знаменитых серий «бани», «зеркала» и «театр» на выставке будут представлены работы из «дачной» и «пляжной» серий. Произведения выполнены в технике пастели, акварели, карандашом или тушью.

Валентин Громов родился в 1930 году в Ленинграде. В середине сороковых поступил в СХШ при Академии художеств, где познакомился с остальными участниками «Арефьевского круга» - почти со всеми из них после он был отчислен «за формализм». В 1961 году окончил Московский полиграфический институт по отделению книжной графики, и в последствии работал корректором, декоратором в театре, колористом. Работы художника находятся в коллекциях музеев и частных галереях по всему миру.
12 февраля - 6 марта
«Комедия положений» - ретроспективная выставка Юрия Медведева в галерее «Матисс Клуб»
В галерее «Матисс Клуб» откроется ретроспективная выставка Юрия Медведева – одного из ярких героев мира ленинградского андеграунда. В экспозиции будет представлено более 50 живописных и графических работ 1970-х – 2020-х гг. Выставка продлится до 6 марта. Вход свободный.

Юрий Медведев - участник знаменитых выставок в ДК им «Газа» и ДК «Невский», экспоненты которых сформировали культурный пласт под названием «газаневщина». Художник входил в Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ), дружил с Александром Арефьевым, Михаилом Шемякиным, Олегом Григорьевым.

Структура работ Юрия Медведева неразрывно связано с его профессиональным интересом: большую часть своей жизни художник посвятил архитектуре. В частности, он спроектировал аэродинамическую лабораторию для ЛГУ (СПбГУ), поликлинику завода «Светлана», корпус очистительных сооружений завода «Мезон» и ряд других. Однако его интересы как архитектора и живописца расходятся: если в первом случае его интересует космическая тема, то как художник Медведев увлечен прозой быта.

Серии его работ, на первый взгляд, даже тематически не связанные между собой – «Азии», «Дон-Кихот», «Уличные переходы», «Пляжи», «Больницы» – на самом деле объединяет общий замысел. Юрий Медведев – автор зарисовок неприглядной будничной жизни, которая случается вне зависимости от интенций автора и зрителя.

Медведев Юрий Александрович (1939 г., Уфа)
Живописец, график, архитектор. Член Союза Архитекторов СССР
Выпускник Новосибирского инженерно-строительного института. С 1960 г. посещал мастерскую авангардиста Н. Д. Грицука. С 1962 г. по 1967 г. работал архитектором в г. Фрунзе в Киргизии. С 1967 г. живет в Ленинграде. Работал в «Ленпроекте» (мастерская академика И. И. Фомина).
С 1970-х гг. активно принимал участие в жизни неофициального искусства Ленинграда: в выставке в ДК им. «Газа», ДК «Невский», ДК «Молодежный», квартирных выставках. С 1981 г. – член ТЭИИ.
Работы Юрия Медведева находятся в собрании Государственного Русского музея, музея Нонконформистского искусства, ЦВЗ «Манеж» и ряде других.
24 декабря - 1 февраля

«Апофеоз геометрии»: выставка Валентина Левитина и Жанны Бровиной

24 декабря в галерее «Матисс Клуб» откроется выставка художников-нонконформистов Валентина Левитина и Жанны Бровиной. Экспозиция включает в себя более 40 живописных, графических работ, а также скульптуру. Выставка продлится до 1 февраля. Вход свободный.


Из статьи М. Иванова «Петербургская брусчатка и византийская смальта Валентина Левитина» («Звезда» №12, 2012)


«…В архитектурных мотивах Левитина, названных «метапейзажами», «запредельное пространство» означено множеством проемов и окон — открытых и замурованных. Нацеленные на зрителя, эти «входы» разверзаются провалами — манящими или пугающими. Потаенная жизнь пространства домысливается в полости чаши или вазы; резко суженная талия вазы с цветами — намек на высвобождение растения из тесноты. Граница явленного и «запредельного» — пластическая метафора транcцендентного опыта, сквозной «пластический троп» и символический образ искусства… Помимо сакральной интерпретации глубины пространства в работах Левитина отчетливо заявлена смыслообразующая иерархическая вертикаль. От нижней кромки позема, через зону предметных форм — вплоть до пустого «неба» над ними: вертикальную структуру образа определяет трехчастная модель мироздания. Универсальная мифологема (восходящая к «Мировому Древу») задает пространственные и ценностные ориентиры образа.»


Из статьи Е. Андреевой «Жанна Бровина: от скульптуры к мыслеформам» («Авангард на Неве», «Валентин Левитин. Жанна Бровина», 2004)


«Скульптуры Бровиной — головы и пространственные конструкции — хочется назвать не фигурами в материале, но культовыми постройками. Произведения Бровиной соответствуют двум храмам ХХ века, его главным культовым святыням — собору Святого Семейства Гауди и Гетеануму Штайнера. Во всех трех примерах перед нами не только скульптурная форма, выполненная в материале, и не только архитектурные конструкции, но метафоры тела-как-мироздания, стремящиеся к перевоплощению витальной силы в энергию художественного произведения».

20 декабря в 19:30
Презентация книги Михаила Иванова «Поиск слова» издательства Petronivs
Дорогие друзья! Приглашаем вас 20.12 в 19:30 на презентацию книги Михаила Иванова «Поиск слова» издательства Petronivs. В настоящем сборнике впервые собраны воедино статьи М. К. Иванова — художника и искусствоведа, публиковавшиеся в журнале «Звезда» в 1990-2010-е годы, отмеченные премией журнала в отделе «Эссеистика и критика».
Мы рассказываем об аукционах и новых проектах галереи. Наши новости приходят два раза в месяц.
Перед тем как подписаться, прочитайте наше соглашение о персональных данных. Нажимая кнопку подписки, вы с ними соглашаетесь.

Матисс Клуб © 2003 - 2024